Почему рождественская ведьма в Исландии намного круче (и страшнее), чем Крампус.

Те, кто предпочитают более темную сторону празднества этого периода, в последнее время неплохо справляются с этим благодаря быстро растущей популярности Kрампуса. Когда-то мифологический персонаж, окружённый рождественскими преданиями, имеющий рога и копыта германский монстр, стал главной линией в США. Парады Крампуса проходят по улицам крупных городов вместе с потоками товаров, вызывающими страх, и комедийным фильмом ужасов о нем, где в главных ролях выступают Адам Скотт и Тони Коллетт.
В то время как Крампус может быть королем праздничных страшилок, его поклонники могут упустить из виду столь же скверную, намного более грозную королеву - рождественского монстра, который живет далеко на севере, в холодных странах Исландии и носит имя Грила, рождественская ведьма. Эта злобная великанша - людоедка живет в пещере в глубь Исландии, является частью матриархальной семьи странных существ, совершает нападения на близлежащие городки, подбирая плохо ведущих себя детей и превращая их во вкусное рагу.
«С Грилой не связывайтесь», - говорит Терри Ганнелл, руководитель отдела фольклористики в Исландском университете. «Её владения расположены высоко в горах».
Рассказы о великанше – людоедке в начале передавались из уст в уста, что упоминается в самых ранних писаниях, датируемых 13 веком в исторических сагах и стихах по всему региону. Один из них гласит: «Вот идет Грила, внизу в поле / с пятнадцатью хвостами на ней», в то время как другой описывает: «Нисходит Грила с внешних полей / С сорока хвостами / Сумка на спине, с мечом / ножом в ней» / Собираюсь вырезать желудки детей / Которые плачут о мясе во время Великого поста ”.
В Исландии праздник середины зимы, известный как jól, - версия древнеанглийского и древнегерманского слова Yule, которое описывает это время как встречу людей вместе, пирушки и празднования, и которое переросло в современное Рождество - обычно более темное, чем в США (и не только потому, что солнце почти не выходит в это время года). По словам Ганнелла, самые ранние праздники сезона рассматривались как время не только для того, чтобы собрать вместе родственников, живых и умерших, но также и эльфов, троллей и других волшебных и жутких существ, которые, как полагают, населяли ландшафт. Иногда эти фигуры приобретали вполне физические очертания, когда люди одевали маски существ и ходили в них по фермам и домам в течении того периода времени.
Грила, чье имя свободно переводится как «гроулер», была среди них, с рогатым хвостом и сумкой, в которую она бросает непослушных детей.
«Она существовала где-то около 1300 года, напрямую не была связана с Рождеством, но представляла собой угрозу, которая живет в горах. Никогда нельзя было знать точно, где она находилась», - говорит Ганнелл. Длинные стихи были написаны о Гриле и ее муже, но он был рядом с ней недолго, как объясняет Ганнелл. «Она съела одного из своих мужей, когда ей стало скучно с ним. В некотором смысле, она первая феминистка в Исландии».
Другие фрагменты фольклора описывают второго, похожего на тролля мужа и гигантского мужчину-пожирателя -Йольского Кота, который, как известно, нацелен на любого, у кого нет новой одежды, - что делает новую пару носков или длинное нижнее белье обязательным условием для любого исландского покупателя. Совокупностью того, что Ганнелл называет «этой крайне неблагополучной семьей», -является шайка Грилы, состоящая из больших взрослых сыновей: 13-ти Йольских Парней.
Каждый из этих нарушителей спокойствия посещает исландские домохозяйства в определенные дни в течение декабря, раскрывая свои отдельные виды докучания - Hurðaskellir неравнодушен к захлопывающимся дверям, Pottaskefill съедает любые остатки в кастрюлях и сковородках, а Bjúgnakrækir оправдывает свое прозвище «колбасная подметалка».